Метро без машинистов к 2013 году

Дания | Швеция

Компания городского транспорта Стокгольма «SL» (StorStockholms lokaltrafik) это 1,5 миллиона пассажиров в день.

Оборот «SL» за 2006 год составил 1, 2 миллиарда евро с 50% государственным финансированием и штатом в 14 000 работников. Недавно эта компания сообщила о большой перестройке сигнальной системы стокгольмского метро. Идея в том, что вся система станет цифровой и через 6 лет красная линия метро сможет работать с поездами без машинистов. После завершения работ специалисты примутся за синюю линию. Настанет день, когда и там поедут одни автоматические поезда.

Преимуществом новой системы станет независимость от человеческого фактора, заболевший или опоздавший на работу машинист не станет причиной опоздания для стокгольмских пассажиров. По утверждению специалистов «SL» негативных психологических эффектов, таких как  ностальгия по объявлению остановок «живым голосом» или осознание, что «за рулем никого нет», от замены машинистов на автоматы в других городских метро не наблюдалось. Двери поездов будут оснащены сенсорами, по типу тех, что сейчас ставятся в лифтах, чтобы избежать травм пассажиров.

Как пишут шведские газеты, в Европе происходит переход к автоматизированному общественному транспорту. В нескольких европейских городах подземное метро обходится без машинистов.

Например, в столице Дании, в Копенгагене такое нововведение стало уже привычным. Метро принадлежит компании Ørestad Development Corporation I/S, которой в свою очередь владеет датское правительство.  Управляющая компания Metro Service A/S, созданная в 1998 году британской компанией British Serco Rail Ltd и местной Arriva Denmark сделала ставку на короткие, всего три вагона по 100 пассажиров, поезда метро. Эти поезда,  курсирующие со средней скоростью около 80 км/час, но с малыми интервалами, в среднем около 1,5 минут,  были изготовлены итальянской фирмой Ansaldo. Ни машиниста и даже намека на кабину в них нет, но внушительное количество контролеров в ярко-красной форме в вагонах и на перронах, готовых как помочь пассажиру, так и проверить его билет сразу бросается в глаза заезжим туристам. Невольно возникает вопрос: то ли это борьба с безработицей, то ли с «зайцами», или страх перед автоматическим поездом?

Но всякий прогресс стоит денег и амбициозные планы стокгольмского метро тому не исключение. Руководство компании «SL» поспешило «обрадовать» пассажиров ещё одной новостью. Месячный проездной в стокгольмском метро подорожает на 70 крон и с 1 апреля 2008 года станет стоить 690 шведских крон вместо 620. Но зато поезда будут ходить круглые сутки в выходные, с утра пятницы до ночи воскресенья. Ещё миллиард крон уйдет на создание новых и дополнительных постоянных автобусных линий, которые понадобились после введения с 1 августа налога на въезд частных машин в центр города. Руководство компании считает, что это наиболее крупное вложение в истории “SL”.

Помимо планов прогресс уже вошел в жизнь пассажиров в виде билетов метро, оплачиваемых через СМС сообщения. Для покупки такого билета нужно иметь мобильный телефон с СИМ картой шведского оператора. Клиент оплачивает билет, посылая СМС на номер 72150 с буквами, которые обозначают соответственно:

H – полный тариф.

R – льготный тариф, для тех кому меньше 20 или больше 65 лет

A – для зоны А

B – для зоны Б

C – для зоны Ц

Порядок букв не играет роли, для передвижения между зонами, надо набирать комбинацию букв:
HABC - поездка по всем зонам за полную цену - 52 кроны. После отправки такого СМС пассажиру приходит СМС-билет с контрольным кодом, который действует прямо с этого момента и в течение одного часа. При входе в метро или автобус достаточно показать этот СМС-уведомление. Стоимость билета чуть дороже обычного бумажного, так как к стандартной цене добавляется плата за отправку СМС сообщения.






А-ЗИ-МН-СТ-Я